ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
УДАЛЕНИЕ ИЗ ИНТЕРНЕТА
ВЕДЕНИЕ ДЕЛ В СУДЕ
Напишите Ваше имя и телефон
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Мы гарантируем конфиденциальность данных и отсутствие СПАМа
___________________________________________________________________________________________________________________________________
СТАТЬИ

Претензия от правообладателя: что делать?

Илья Кунинец, Старший юрист ЮФ "Мирошкин и Партнеры"
В последнее время вполне обыденным стало такое явление, как отказ некоторых известных производителей тех или иных товаров от ввоза своей продукции в РФ.

Это создает массу соблазнов для предпринимателей. Например, ввезти продукцию из-за рубежа самостоятельно и стать эксклюзивным ее продавцом в нашей стране. И прибыль принесет, и ассортимент разнообразит.

Не менее распространено и копирование, особенно в Интернете. Трудно удержаться от соблазна и не скопировать удачную фотографию продукта, который и сам продаешь? Да и к тому же это Интернет, тут все общественное достояние! Как это «нет»? А как же репосты «Вконтакте»? «Согласно Бернской конвенции, что значит «всё не так, как вы думаете»?

Так что же общего у параллельного импорта и копирования материалов в Сети?
Правильный ответ – и за первое, и за второе есть вполне не иллюзорные шансы поймать претензию от правообладателя. Владельца товарного знака ли, или отдельно взятой фотографии, видеозаписи – не играет существенной роли. Любой такой факт может обернуться серьезной головной болью для всего вашего бизнеса.
Как написать претензию, если правообладатель — это Вы, мы уже писали в этой статье. Давайте рассмотрим что делать, если Вы сами получили подобное письмо.

Ниже – те шаги, которые необходимо предпринять, если это все-таки случилось.

1. Этап осознания.

"Претензия от правообладателя" - примерно так звучит тема письма, с которого начинается "увлекательный" процесс взаимодействия нарушителя с правообладателем.

Не относитесь легкомысленно к моменту, когда открываете такое электронное письмо или вскрываете хрустящий конверт службы доставки с пометкой "Претензия от юридической фирмы/компании/бюро N". Не думайте, что если претензия «голая» (читай – без приложений, обоснований или иных подтверждающих документов), то у её автора на руках нет козырей.
претензия от правообладателя
Претензия от правообладателя к нашему клиенту
Примите как данность:
если это не двадцатая (тридцатая, пятидесятая, сотая) ваша претензия, по которой вы не понесли никакой ответственности, то в ближайшем будущем в ваших же интересах найти юриста, который сможет проанализировать полученный материал и подсказать, что может быть дальше.
2. Этап действий.

А что, собственно делать дальше? Зависит от того, какой прогноз в конкретной ситуации.

Сразу скажем, что отмалчиваться – не лучшая стратегия, особенно если претензия «голая». Это практически наверняка означает, что правообладатель просто «закрывает» досудебный этап с твердым намерением получить нечто более весомое в судебном процессе.
Не рекомендуем подписывать какие-либо обязательства, если они приложены к претензии, поскольку их формулировки зачастую весьма сомнительны.

Это может сыграть не в вашу пользу, если правообладатель обещает индульгенцию от судебных требований при подписании такого обязательства или соглашения, но на самом деле лукавит и в другой руке уже держит иск.
Только взвесив все имеющиеся факты – что скопировано, где размещалось, или же что рекламировалось, реально ли продавался/ввозился товар – нужно давать ответ на претензию. От этого напрямую зависит, какую позицию стоит занять и с минимальными потерями выйти из-под удара, если вы четко понимаете, что нарушение все-таки было.

3. Этап ожидания.

Всегда самый мучительный и долгий. Зачастую потому, что представители правообладателя просто забывают о вас, особенно если нарушение прекращено оперативно, или у них недостаточно материалов, или просто нет инструкций судиться. Ожидание может продлиться как пару недель, так и месяцев.

Чтобы сократить его, часто имеет смысл связаться напрямую с представителем, чтобы ускорить процессы. Некоторые компании-правообладатели довольно охотно идут на такие шаги. Однако не переусердствуйте, а лучше доверьте переговоры опытному специалисту – так при запросе подтверждения вашего добросовестного исполнения требований будет меньше шанс оборвать контакт.
Не забывайте, никто не отбирает право авторов претензии обратиться в суд за уже случившийся факт нарушения.

Например, с подтвержденным чеком и накладной, подтверждающей факт продажи, или завизированный нотариусом скриншотом веб-сайта. Тем не менее, действия правообладателя по добровольному устранению нарушения всегда идут в счет и принимаются во внимание судом.
Рассказывать о всех тонкостях претензионной работы можно и пятьдесят минут, и пять дней. Сказанное выше – то, с чем потенциально может столкнуться каждый, изложенное за пять минут.
Вместо вывода:

Мы крайне рекомендуем заранее улаживать вопросы лицензионного контента и соглашений с правообладателями товарных знаков, поскольку это существенно все упрощает в дальнейшем. Ну а если Вы все-таки столкнулись с подобной проблемой – обратитесь к профессионалам, чтобы не потерять лишнего.
У Вас остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию прямо сейчас
Напишите Ваше имя и телефон
Мы гарантируем конфиденциальность данных и отсутствие СПАМа